Игра как муравей домой спешил

Дидактическая, настольно-печатная игра «Муравьи спешат домой».

Надежда Николаевна Смотрова
Дидактическая, настольно-печатная игра «Муравьи спешат домой».

Хочется рассказать о настольно-печатной игре «Муравьи спешат домой». Эту и другие подобные ей игры можно сделать вместе с детьми. Мы со своими детьми подготовительной к школе группы вначале обсуждали различные идеи игры, схематично рисовали, что с насекомыми могло произойти. В нашей игре по «дороге» муравьям встречаются различные препятствия, животные (ручьи, пауки, кроты и т. д., и приятные неожиданности. Вместе с детьми мы делали игру 3 недели!На ватманском листе нарисовали кружки – дорожку змейкой, затем «по пути» разместили все придуманные с детьми встречи, случаи. Мы рисовали карандашами, красками, вырезали из различных журналов готовые картинки и наклеивали их. Процесс работы над изготовлением игры был не менее интересен,чем сама игра. Наконец игра закончена. Все хотят играть в свою игру! Строгая очередность. С помощью кубика и разноцветных фишек, дети с удовольствием совершают эти путешествия с муравьями. Эта игра относится к тому виду игр, которые вроде не вносят ничего нового в знания детей, однако они очень любимы детьми. В игре происходит «очеловечивание» муравьев, что учит бережному отношению к муравьям (и к насекомым вообще, кроме того, в игре дети учатся применять имеющиеся знания в новых условиях. Игра развивает речевую активность, память и т. д. Сейчас эта игра «заиграна» и является самой любимой игрой. Ее всем (родителям, новичкам, гостям) показывают с гордостью.

Дидактическая игра «Муравьи спешат домой».

Вид дидактической игры: Настольно – печатная игра по экологии.

Дидактические задачи:

• Закреплять знания детей о муравьях:

— их внешнем виде,

— как питаются (на кого охотятся,

-какие враги есть у муравьев,

— как называется дом муравьев;

• Развивать речевую активность детей: учить описывать внешний вид муравьев, их особенности жизни, разделения труда, устройства жилища и т. д;

• Развивать фантазию, учить придумывать мини-рассказы о приключениях муравьев по ходу игры, поощрять оригинальность и неповторимость рассказов;

• Ориентироваться на плоскости, передвигать фишки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад;

• Свободный счет (отсчет) в пределах 10-и;

• Различать реальные события, которые могут происходить в жизни муравьев, и вымышленные;

• Развивать внимание, память, сообразительность.

• Преодолеть все препятствия, передвигая свою фишку – «муравья» по дорожке – змейке от старта к финишу.

• Быстрее других привести своего «муравья» домой в муравейник.

Дидактический материал.

Игра состоит из большого игрового поля (ватманский лист, кубика с точками от одной до шести, 4 – 6 разноцветных фишек, обозначающих муравьев.

На игровом поле старт находится в нижнем левом углу, от него нарисована дорожка змейкой к финишу – муравейнику в верхнем правом углу.

Вдоль дорожки нарисованы разные растения и животные, «созданы» различные ситуации.

Муравьям по ходу игры встречаются:

— травы: чертополох, одуванчики, ромашки, рогоз и другие неизвестные, т. е. придуманные, нарисованные фантазийно;

— деревья (береза и одно неизвестное);

— различные насекомые: кузнечики, божьи коровки, «чужой» муравей у своего

муравейника, стрекозы, бабочка-бражник, красноклоп, комар, бабочки лимонницы,

клопы-водомерки, пчелы, жужелица, богомол, жук-бронзовка и несколько неизвестных;

— звери: мышь, кроты;

— птицы: дятел, воробей.

На пути домой муравьи попадают в различные вымышленные ситуации:

— перенос муравьев кузнечиками, бабочками, водомерками, жуками жужелицей и бронзовкой;

— использование муравьями различных подземных ходов, прорытых разными животными: червями, мышью, кротами.

События, которые могут происходить в реальной жизни муравьев:

— ползание по различным травам, деревьям;

— встречи с различными насекомыми, с «чужим» муравьем;

— попадание на листочках в лужу;

— встреча с пауком-крестовиком;

— встречи с птицами и зверями.

Игра рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также для младших школьников.

1. Установить и соблюдать очередность хода каждого игрока (обычно по кругу).

2. Каждая точка на кубике означает переход муравья – фишки на 1 кружок.

3. Передвигать свою фишку вперед на столько кружков, сколько точек выпало на брошенном игроком кубике.

4. Только последний кружок хода – остановка — может влиять на дальнейшие действия.

5. Если после хода игрок остановился на коричневом кружке, то фишка остается на месте.

6. Если остановка на зеленом кружке, то фишка по указанной стрелке продвигается вперед.

7. При остановке на красном кружке, фишка по стрелке продвигается назад.

8. Остановка на синем кружке означает пропуск хода.

Игровые действия детей.

• Бросить кубик и посчитать, сколько точек на его верхней поверхности.

• На столько кружков передвинуть свою фишку-муравья вперед вправо, вперед вверх или вперед влево – в зависимости от участка дорожки — змейки. Рассказать по рисунку на этом пути, что произошло с муравьем. Если событие нереальное, то придумать, почему так случилось, как муравей выпутался из этой истории, передать возможные диалоги.

• На остановке, в соответствии с правилами, возможны 4 варианта дальнейших действий:

— остаться на месте;

— передвинуть фишку еще дальше вперед, не забывая рассказывать о дальнейших приятных приключениях своего муравья;

— передвинуть фишку назад, повествуя о постигших муравья неприятностях и задержках;

Основной результат – ребенок «влюбляется» в муравьев, многое узнает об их жизни и никогда не причинит им вред.

Строгое соблюдение правил организует детей. Благодаря игре, дети научились договариваться между собой, выслушивать друг друга. Воспитываются такие черты характера, как воля, честность, сдержанность. Стремясь к победе, ребенок хочет порой перебросить кубик, сделать лишний ход или, наоборот, остановиться чуть раньше, но ему приходится делать волевое усилие и играть честно. Дети учатся переживать проигрыш (выиграть можно в другой раз) и это очень важно.

Игра замечательным, незаметным для самого ребенка, способом развивает его речь. Даже те дети, которые на занятиях с трудом пересказывают какой-либо текст, с удовольствием играют в игру и не просто рассказывают по нарисованным картинкам о приключениях муравья, но и сами придумывают различные истории. Помогают неизвестные растения (у всех детей они имеют свои названия, свой характер и по разному «действуют» по ходу игры). Многие дети рассказывают очень оригинально, с большой выдумкой, стремясь придумать самую яркую историю.

Попутно, до автоматизма отработан счет в пределах 10-и.

Дети стали с легкостью ориентироваться на плоскости и уже не перепутают лево и право.

У детей возник стойкий интерес к насекомым и к муравьям в частности. Они поняли, что это очень увлекательно

Методические указания к игре.

Игру можно использовать:

1. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий.

2. В самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игры).

Одновременно может играть подгруппа детей (2 – 6 человек).

Игрок, который будет ходить первым, выбирается с помощью считалочки, по очереди или им становится тот ребенок, кто первым захотел играть и организовал других детей.

Любой воспитатель или родитель сможет сам выбрать наиболее подходящее для него и своих детей время для проведения игры.

Игру отсканировали на 8 листах (столько листов а-4 помещается на ватманском листе). Если последовательно их склеить по 4 в два ряда — получится игра.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО. ИГРАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Наши поделки к празднику. Все к Новому году спешат сделать какие-либо поделки -динозавриков, ёлочки, снежинки, шары. Не исключение и я, со своими ребятами. Многое.

Танцевальные этюды с использованием художественного слова «Лисичка» Лисичка вылезла из норки Пошла лисичка погулять. Идёт, любуется природой: Цветами, небом, солнцем – глядь Вдруг заяц прошмыгнул.

источник: www.maam.ru

Рассказ Бианки Как муравьишка домой спешил

Читая ребенку рассказ о том, как муравьишка добирался домой с приключениями, вы приоткрываете ребенку большой мир насекомых. Обратите внимание, как много в сказке встречается насекомых. Будьте готовы к тому, что после того, как малыш прослушает сказку, осознает, как много вокруг него маленьких насекомых, то начнет приносить домой кузнечиков и жучков. Такое познания мира прекрасно развивает наблюдательность и стремление к познанию окружающей природы. В рассказе показано, как муравей, несмотря на трудности, стремился попасть домой. Слушая приключения муравьишки, ребенок ассоциирует себя с маленьким и беззащитным насекомым, осмысливает, как плохо остаться одному без поддержки родителей, учится еще больше ценить заботу родных.

Рассказ Как муравьишка домой спешил читать

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

«Отдохну немножко — и вниз».

У Муравьёв ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень. Муравьишка себе ноги отшиб.

«Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

— Землемер, Землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— А кусаться не будешь?

— Кусаться не буду.

— Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

— Слезай, — говорит. — Вот Жужелица бежит, она резвей меня.

— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:

— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

— А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака.

Только-только ножки поставил.

— А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, — а они у него, как пружинки складные, — да щёлк! — и распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! — на другой. Щёлк! — на третьей.

Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

— А через забор можешь?

— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви — не переплывёшь.

А солнце ещё ниже.

— Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

— А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.

— По земле мне трудно, ноги не скользят… Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!

— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползёт. Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ — тяжёлый жук, неуклюжий жук.

Разве на таком коне далеко ускачешь?

Всё-таки послушался Водомера.

— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А ты где живёшь?

— В муравейнике за лесом.

— Далёконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.

— Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.

— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит:

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тут-тук-тук. » — поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.

«Жжж! Тук-тук-тук!» — несётся Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот берёза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и — шлёп! — сел на сук.

— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

— А уж как тебе вниз спуститься — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке Гусеница-Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.

— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся.

Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже и ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк — и домой!

источник: deti-online.com

«Занятие по сказке В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил» (подготовительная группа)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС

«Занятие по сказке В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Подготовительная к школе группа.

Программное содержание: уточнить знания детей о насекомых, условиях их жизни, их пользе для человека и природы, закрепить умение узнавать насекомых по описанию, внешнему виду. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать насекомых. Формировать понятие «насекомые».

Воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к насеком

Развивающая среда: Карандаши, листы с заданием, карточки с изображением насекомых, сказка В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил», дидактическая игра «Каждому свой дом», подвижная игра «Собери семью».

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. Отгадайте загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

Под корой сосны и ели Черен — да не ворон,

Точит сложные тоннели, Рогат – да не бык,

Только к дятлу на обед Шесть ног – да без копыт.(Жук).

Летом много их бывает, На поляне возле ёлок

А зимой все вымирают. Дом построен из иголок.

Прыгают, жужжат над ухом, За травой не виден он,

Как они зовутся. (мухи). А жильцов в нем миллион.(Муравейник).

Жу-жу, жу-жу, Мы – лесные жители,

Я на ветке сижу, Мудрые строители.

Я на ветке сижу, Из иголок всей артелью

Букву «Ж» все твержу. Строим дом себе под елью.(Муравьи).

Зная твердо букву эту,

Я жужжу зимой и летом.(Жук).

Воспитатель читает отрывок из сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Вопросы по сказке:

1.Что повредил себе Муравьишка?(ноги).

2.Кто помогал Муравьишке добраться до дома?(насекомые).

3.Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома?(Жучок-Блошачок, Кузнечик).

4. До какого препятствия довез Жучок-Блошачок Муравьишку? (до забора).

5.Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)

6. Как называется жилище муравьёв? (муравейник).

Задания детям: детям раздаются карандаши и листы с заданием.

Кто и как помог Муравьишке перебраться через картофельное поле? Что посоветовал Жучок-Блошачок, добравшись до забора?

Укажи цветными линиями, где любят бывать паучок, колорадский жук, божья коровка.

Помоги починить забор. Сколько дощечек тебе понадобится? Раскрась детали.

Собери такой же домик (из геометрических фигур).

Физкульт-пауза «Помощники Муравьишки» (авторское, разработано совместно с детьми по сказке). Дети читают и выполняют движения по тексту, имитируя повадки насекомых.

Муравьишка жил в лесу На коне поскакал.

И пришла беда к нему. Жучок-Блошачок

На березу он залез Маленький жучок

Посмотреть родной свой лес Щелк, щелк до забора

Ветер шутку с ним сыграл, И оставил там больного.

Ножки муравью сломал. А кузнечик подскочил

Насекомые узнали, Через забор, и опустил

Муравьишке помогали. На бережок у реки:

Первым Гусеница-Землемер -Водомерка, помоги!

С Муравьишкой на спине Водомерка-Клоп по воде скользит

В путь отправился далекий- Словно лодочка бежит.

Мерил землю своим ростом. Майский Жук летит к березе

А второй- Паучок Время скоро на исходе.

Быстро-быстро, со всех ног Гусеница с Муравьишкой

Добежал до дорожки Опустились вниз по нити

И оставил хромоножку. Прямо в муравьиный дом

Жужелицу оседлал- Рады Муравьишке в нем!

Назови, одним словом: Муравей, бабочка, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха (насекомые).

Кто здесь лишний: мотылёк, паук, колорадский жук, карась, гусеница (карась).

Где можно встретить насекомых.

Кто из насекомых самый трудолюбивый (муравей).

Дидактическая игра «Каждому свой дом»

На маленьких картинках изображения насекомых: муравей, паук, божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза, колорадский жук, гусеница, комар

На больших картинах изображена среда обитания: болото, лес, луг, поле.

Дети должны определить место обитания каждого насекомого и объяснить свой выбор.

Воспитатель читает стихотворения:

Вы живые поезда не видали никогда?

Там, где пеший не пройдет, не проедет конный,

Взад-вперед, взад-вперед катятся вагоны.

Маленькие, черные, юркие, проворные.

Что вагончики везут? Не железо, не мазут.

Щепки да соломинки для своей хороминки.

Вот отстал один вагон, и сейчас же с двух сторон

Два вагона-братца на подмогу мчатся.

Что такое? В чем зацепка? Тяжела вагону щепка!

Взяли два вагончика щепку за два кончика,

Подтолкнули крепко- покатилась щепка!

Эх, вагоны-мураши; до чего же хороши:

Коль придется туго, выручат друг друга!

Подвижная игра «Собери семью»

Дети надевают шапочки (Муравьёв, божьих коровок, жуков). Звучит музыка, дети бегают, с окончанием музыки дети берутся за руки, образуя круг- «семью» (Муравьиную, колорадских жуков, божьих коровок).

источник: www.metod-kopilka.ru

Как муравьишка домой спешил

Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несется листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А кусаться не будешь?

— Кусаться не буду.

— Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.

Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

— Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня.

— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:

— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

— А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.

— А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки — а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей.

Так весь огород и отщелкал до самого забора.

— А через забор можешь?

— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.

А солнце еще ниже.

— Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.

А солнце уж совсем низко.

— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

— А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.

— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!

— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет.

Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?

Все-таки послушался Водомера.

— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— А ты где живешь?

— В муравейнике за лесом.

— Далеконько. ну, что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.

— Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»

Будто мотор заводит.

— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук. » поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.

«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.

— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать.

— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг!

И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!

источник: znayka.net

Бианки как муравьишка домой спешил

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

«Отдохну немножко – и вниз».

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце, – муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается – чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

«Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров – сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди – ножки и сзади – ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

– Землемер, Землемер, снеси меня домой!

У меня ножки болят.

– А кусаться не будешь?

– Кусаться не буду.

– Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спинку к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост – к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

– Не могу больше! – кричит. – Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.

– Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

– Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять – одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

– Слезай, – говорит. – Вот Жужелица бежит, она резвей меня.

– Жужелка, Жужелка, снеси меня домой!

У меня ножки болят.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

– А теперь слезай, – говорит Жужелица. – Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Картофельная ботва для Муравьишки – лес густой. Тут и со здоровыми ногами – целый день бежать. А солнце уже низко.

Вдруг слышит Муравьишка: пищит кто то:

– А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся Муравьишка – стоит рядом Жучок Блошачок, чуть от земли видно.

– Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

– А ты то большой! Лезь, говорю.

Кое как уместился Муравей на спине у Блошака. Только только ножки поставил.

– А влез, так держись.

Большачок подобрал под себя толстые задние ножки, – а они у него, как пружинки складные, – да щёлк! – распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! – на другой. Щёлк! – на третьей.

Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

– А через забор можешь?

– Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

– Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой!

У меня ножки болят.

– Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустились на землю.

– Стоп! – сказал Кузнечик. – Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год ней плыви – не переплывёшь.

А солнце ещё ниже.

– Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка Клоп.

– Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

– Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

– Миленький, шибче! – просит Муравьишка. – Меня домой не пустят.

– Можно и пошибче, – говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

– А по земле не можешь? – спрашивает Муравьишка.

– По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди ка: впереди то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!

– Гляди, – говорит Водомер, – вот тебе и конь ползёт.

Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ – тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Всё таки послушался Водомера.

– Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.

– А ты где живёшь?

– В муравейнике за лесом.

– Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.

– Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутые корыта, а из под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.

– Дяденька, – просит Муравьишка, – поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит:

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали.

– Жжж! Тук тук тук. – поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх – выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ – у Муравьишки даже дух захватило.

– Жжж! Тук тук тук! – несётся Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес – и пропал.

А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и – шлёп! – сел на сук.

– Дяденька, миленький! – взмолился Муравьишка. – А вниз то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

– А уж как тебе вниз спуститься – не знаю.

Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там под самой берёзой его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

– Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, – не пустят меня домой ночевать.

– Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

– Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё, да как куснёт!

С перепугу Гусеница лапки поджала, да кувырк с листа – и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит – крепко вцепился. Только недолго они падали: что то их сверху – дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся.

Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы выходы закрывают.

Все закрыли – один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк – и домой!

Тут и солнышко зашло.

Бианки как муравьишка домой спешил

А здесь все детские рассказы, которые есть на нашем сайте

источник: www.r-rech.ru